Из истории деревни Борисов починок (Каенлык, Борисово) Елабужского уезда
В Елабужском районе когда-то была деревня Борисово. Выходцы из этой деревни заказали мне родословную. Когда работаешь над родословной открывается история населенного пункта, в котором жили представители того или иного рода.
Деревня оказалась сравнительно молодой и судя по документам была основана где-то в конце 18 века татарами, которые после крещения вынуждены были покинуть родную деревню и переселиться на это место. На самом деле жители Борисова починка никогда не были христианами, а попали в категорию т.н. неофициальных мусульман, которые были вынуждены носить русские имена и «незаконно» исповедовать ислам вплоть до конца 19 века. Но судя по легендам основатель деревни был крещён не насильно, а добровольно. Не смотря на это только через 100 лет уже дети или внуки легендарного Бориса смогли добиться права официально именоваться мусульманами и легально носить татарские имена.
Вот что мне рассказал елабужский краевед Джаудат Галимов:
«От жителя древни Старый Юраш Фарита Муллахметова я слышал историю о том, как был основан Борисов Починок. Где-то в начале 19 века жителя деревни Старый Юраш по имени Бари забрали в рекруты. В то время служба в армии длилась 25 лет. Отслужив где-то 6-7 лет, он решил обмануть начальство. В то время был такой закон, если мусульманин принимает христианство, то его освобождают от службы в армии. Он фиктивно принял православие и вернулся домой. А года через три в деревню Мещеряково (ныне в Граховском районе Удмуртии), где находился православных приход всей этой округи пришло свидетельство о крещении Бари. И в Старый Юраш пришел дьякон и спрашивает: «Где тут живет Бари?». Ему показали, он заходит в дом Бари и говорит ему: «Ты был Барием, а стал Борисом. Почему не приходишь на причастие?» В итоге его выселили из деревни и таким образом недалеко от Старого Юраша появился Борисов починок.
В одном из дореволюционных статистических сборников утверждается, что Борисов починок основан жителями Вотского Юраша. Так, что еще предстоит выяснить из какого Юраша был Бари.
Наиболее старым документом в котором значится Борисов починок является Ревизская сказка 1811 года, которая хранится в Национальном архиве Республики Татарстан (г. Казань):
Ревизская сказка 1811 года сентября дня Вятской губернии Елабужского уезда Гришинского волостного правления починка Борисова, что на ключе Утягане о состоящих мужеска пола ясашных ис татар новокрещенах
1.Елдаш Амиров, по крещению Василий Иванов 55 – 71
Васильевы дети:
Борис 22 – 38.
2. Василия Иванова отдельной сын
Афанасий 19 – 35
Афанасьевы дети:
Семен – 6
Емельян вновь рожд. – 4
Прокофий – 2
3. Араслан Адылев, по крещению Наум Васильев 51 – 67
Наумовы дети:
Афанасий 21 – отдан в рекруты в 1796 году
Иван 8 – 22
Трофим 4 – 20
Ивановы дети:
Павел – 2
Лаврентий вновь рожд. – 2 недель
4. Алексей Наумов 24 – 32.
А вот еще один документ он хранится в архиве в г. Санкт-Петербург:
Докладная записка вятского губернатора министру внутренних дел о случаях «отпадения» в ислам старокрещеных татар Елабужского и Малмыжского уездов Вятской губернии от 14 мая 1882 г. за №2125
Старокрещеные из татар Малмыжского уезда Арборской волости деревни Сардыбаш и Кушкетбаш 33 домохозяина, Сизнерской волости деревни Бикташ 5 домохозяев и Елабужского уезда Черкасовской волости, починка Борисова 8 домохозяев в поданных губернатору прошениях заявили, что предки их, а по ним и они, просители, числятся старокрещеными из татар в приходах церквей Ципьинской, Куюк, Монсинеры тож и Мещеряковской Христорождественской, но они, живя среди магометанского населения, вместе с семействами своими никогда не исполняли и не исполняют обрядов православной церкви, а исповедуют магометанскую веру, за что ни гражданское, ни духовное начальство их не стесняло, между тем родившиеся у них дети по несколько времени оставались и остаются не записанными по метрикам до тех пор, пока священно-церковно¬служители их приходов не вздумается приехать в места их жительства за сбором руги, тогда священники нарекают только имена вновь родившимся детям и записывают в метрики, а умерших родственников не хоронят по христианскому обряду как некрещеные, почему они, просители, сами погребали их на православных кладбищах по магометанскому обряду или без всяких обрядов просто зарывали в землю.
А потому они ходатайствовали записать их, просителей, с семействами по метрическим книгам магометанским с исключением из приходов православных церквей и о предоставлении затем им права как некрещеным отправлять богослужение по магометанскому обряду и хоронить своих родственников на магометанских кладбищах, присовокупив притом, что с подобным же ходатайством они вошли уже и к епархиальному начальству. Означенные прошения губернатором препровождены были на распоряжение Высокопреосвященного Аполлоса , архиепископа Вятского и Слободского, по предложению которого просителям в противозаконном их Вятская духовная консистория отказав ходатайстве, командировала двух мис¬сионеров в вышеупомянутые деревни для увещания и вразумления заблуждающихся и строжайшего расследования причин уклонения их в магометанство.
Ныне Высокопреосвященный Аполлос сообщает, что из уклонившихся в магометанство православных татар после сделанных им духовных увещаний пять семейств в числе 28 человек возвратились в недра св. церкви, но остальные затем последовать этому примеру отказались. Главными руководителями и отпадения, и совращения в магометанство, по показанию остающихся в православии, были следующие лица: в деревне по речке Сарде – Сардыбаш Иван Никитин, Терентий Алексеев, Федор Александров, Парфен Иванов, Степан Матвеев, Митрофан Иванов, Михаил Герасимов и Герасим Данилов, в деревне Кушкетбаш – Роман Семенов, Фадей Семенов с отцом Семеном Дементьевым, Никита Николаев, села Апазова Казанской губернии Архип Дмитриев и в деревне Бикташ – Василий Ефимов, Трофим Герасимов, солдат Данил Никитин, Архип Васильев, которые всеми мерами стараются поддерживать уклоняющихся и, имея родственные связи с казанскими татарами, тоже отпавшими от православия, распространяют появившиеся в Казанской губернии ложные слухи о существовании Высочайшего указа, дозволяющего переход в магометанство. При этом высокопреосвященный Аполлос присовокупил, что о вышеупомянутых совратителях как обвиняемых в преступлении, предусмотренном 184 ст. Уложения о наказаниях, будет сообщено судебному следователю чрез прокурора Сарапульского окружного суда для производства предварительного следствия, а об отпадших, по испытании еще всех пастырских мер к возвращению в лоно святой церкви, прокурорскому надзору для поступления с ними по 185 ст. того же Уложения о наказаниях.
О вышеизложенном имею честь почтительнейше довести до све¬дения Вашего сиятельства.
За губернатора
Управляющий государственных имуществ подпись
Источник: РГИА. Ф.821. Оп.8. Д.786. Л.45–47 об. (подленник).
Выходцем из деревни Борисово является талантливый художник Зиннур Миннахметович Миннахметов, который проживает в г. Елабуга.